Изначально законопроект, предполагающий регистрацию БВС, был разработан еще в далеком 2015 году, а в марте 2016 года должен был вступить в силу. Вокруг данных нововведений разгорелись нешуточные страсти и, идя навстречу трудящимся, ибо обоснованные претензии предъявляли именно те, кто по долгу службы имеет дело с квадрокоптерами, в начале июля 2016 года президент РФ «подписывает» закон об отмене обязательной регистрации для беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) массой менее 30кг. Тут, как говориться, все и расслабились.
Счастливые обладатели высокотехнологичных игрушек радовались не долго. В 2017 году снова было предложено очередное внесение поправок в Воздушный кодекс РФ, по которому всем БВС, взлетная масса которых находится в пределах от 0,25кг. до 30 кг., все же придется встать на учет в государственную базу данных, взамен ранее предложенной полноценной государственной регистрации воздушного судна. И это уже хорошо, потому как можете себе представить, что означает «государственная регистрация воздушного судна» - самолета, вертолета...
(Крутые квадрокоптеры)
Постановкой на учет таких аппаратов поручено заниматься ГУП «ЗащитаИнфоТранс». Эта процедура может осуществляться посредством портала Госуслуги. Данная процедура предусматривает оплату сбора в размере до 300 рублей. Необходимо зарегистрироваться на портале, предоставить информацию о владельце и данные регистрируемого БВС. Причем предоставленные данные нужно поддерживать в актуальном состоянии. То есть, если произошли какие либо технические изменения в квадрокоптере, либо изменились данные владельца, вы обязаны уведомить об этом обстоятельстве уполномоченный орган.
По завершении регистрации, беспилотнику будет присвоен номер. После чего вы получаете специальную RFID-метку, которая крепится на корпус дрона. Эта метка делает доступным считывание данных о зарегистрированном БВС бесконтактно, на расстоянии до 300 метров.
Сроки постановки на учет следующие:
– при ввозе на территорию РФ – в течение 10 рабочих дней с момента ввоза;
- в случае приобретения на территории РФ – на момент приобретения;
- в случае собственноручного изготовления – до начал полетов.
Примечателен, тот факт, что официальные представительства крупных производителей квадрокоптеров на территории РФ, до сих пор не владеют информацией по практическому применению данного нововведения. К тому же, в постановке на учет БВС вам могут и отказать, перечень отказных причин довольно обширный.
(Требования к владельцам беспилотников)
А теперь ответ на поставленный в начале вопрос. Итак, гайки все-таки начали закручивать, как и предполагалось. Но принятые поправки имеют множество недочетов и нестыковок. Так в законе не сказано ни слова о дронах, приобретенных ранее срока вступления закона в силу, не освещен тот факт, что с момента пересечения купленным квадрокоптером границы РФ проходит, как правило, более 10 дней, спорными являются некоторые причины отказа в регистрации и т.д. – можно копаться до бесконечности. Как часто оказывается – закон «сырой».
Более того по отзывам пользователей интернет, пытавшихся осуществить постановку на учет своих беспилотников – уполномоченное предприятие пока отказывается официально регистрировать БВС, ссылаясь на то, что у них еще даже нет предусмотренной процедурой регистрации документации, да и порядок регистрации еще не определен. А между тем, штраф за нелегальное использование квадрокоптера не шуточный – 5000 рублей, причем, прецеденты уже были.
Можно долго рассуждать, что подвигло чиновников на принятие подобных мер к всевидящему оку квадрокоптеров. Возможно это и корыстные цели, ибо с помощью этих устройств становиться возможным получение информации личного характера, как о самих чиновниках, так и о простых смертных, а так же получение закрытой/секретной информации о стратегических государственных объектах. Опять же, никто не отменял антитеррористическую составляющую, повлиявшую на принятие законопроекта.
Не стоит так же забывать, что участились зарегистрированные случаи, когда БВС нарушают порядок использования воздушного пространства, что может повлечь за собой непредвиденные последствия, такие как крушения других воздушных судов, либо банальное нанесение травм, к примеру, при производстве съемки каких либо мероприятий в местах массового скопления людей, ввиду неисправности дрона.
Данные меры, конечно, приняты не в должном виде, но они напрашивались. Остается надеяться, что все острые углы будут сглажены, шероховатости отшлифуются.