Футбол - это весьма консервативная игра, в которой практически ничего не меняется от игры к игре и от чемпионата к чемпионату. Если все остальные виды спорта активно внедряют и используют наработки индустрии новых технологий (системы взятия очков, автоматический контроль нарушений правил, видеоповторы и т.д.), то руководство той же FIFA напрочь отказывается поступать также. Футбол, по их мнению, должен оставаться максимально человечной игрой, которой свойственны ошибки людей - они, вроде как, и делают ее любимой для миллионов жителей планеты.
Внедрение систем взятия ворот в игры чемпионата мира по футболу образца 2014 года стало настоящим сюрпризом для мировой общественности. Эта новость была воспринята двояко, однако в большей степени положительно, ведь ошибок на данном поприще судьями было совершено уж больно много. Примеры того, как мячик перелетает линию ворот, но гол не засчитывается, болельщики наблюдали неоднократно, однако дни возможности всех этих недоразумений сочтены.
(Чемпионат мира по футболу 2010 года. Германия против Англии)
Какой должна стать подобная система? Оно должна быть невероятно точной, уметь уведомлять арбитра в течение одной секунды и мочь работать в любых погодных условиях. На данный момент активно тестируются три подобных решения:
1. Hawk-Eye. Данная система уже довольно давно применяется в различного рода соревнованиях по теннису и крикету. Она представляет собой шесть различных камер, которые установлены в разных точках - изображение с них собирается в одну картинку, по которой система «понимает», что вороты были взяты, о чем незамедлительно сообщает судье.
(Система Hawk-Eye)
2. GoalRef. Данная система менее популярна в мировом спорте - ее применение ограничивается лишь гандболом. Тем не менее, чисто функционально нам она показалась гораздо более интересной. Она представляет собой совокупность магнитного поля, образующегося на линии ворот, и датчика, встроенного в мячик. Как только датчик пересекает магнитное поле, судья в мгновение ока получает сигнал о взятии ворот.
(Система GoalRef)
3. GoalControl-4D. Данная система представляет собой четырнадцать высокоскоростных камер, которые все время направлены на мяч - данные, собираемые ими, в непрерывном режиме передаются на компьютер, который, в случае взятия ворот, моментально посылает сигнал на часы судьи.
(Система GoalControl-4D)
Именно последняя система активно применялась во время чемпионата мира по футболу образца 2014 года - она уже успела повлиять на исход не одного матча.
(Видео работы системы GoalControl-4D)
Кроме систем, фиксирующих взятие ворот, которые снимают с плеч судьи груз ответственности, на чемпионате мира по футболу в Бразилии стали применять специальную краску для пометок на поле. Она используется, например, для обозначения положения мяча или стенки защитников в штрафных ударах.
(Использование загадочной краски)
Спрей состоит из воды и бутана - нарисованные на поле пометки исчезают уже через пару минут. Он существенно облегчает контроль расположения игроков и мяча на поле и экономит игровое время.
Таким образом, самая консервативная игра становиться более высокотехнологичной. Хорошо это или плохо? В эпоху научного бума, которую мы переживаем, оставаться в стороне от интересных технологических разработок было бы глупо. Тем не менее, многочисленные споры об ошибках судей - это ведь главная «фишка» этого вида спорта, не так ли?