Под влиянием новых технологий в сфере услуг произошли значительные изменения. Банковская индустрия входит в число областей, получающих наибольшую выгоду от внедрения революционных IT-решений. Однако компьютеризация и интернет-технологии породили новые формы финансовых преступлений.
С каждым годом действия киберпреступников становятся все более хитрыми и изощренными. В мире не осталось ни одного человека, который бы так или иначе не сталкивался с интернет-мошенничеством. Финансовая выгода является основным мотивом большинства киберпреступных действий, а банки и финансовые учреждения уже более десяти лет страдают от нападок хакеров.
Примечательно то, что в качестве инструмента для выполнения атаки хакеры редко выбирают метод грубого взлома и больше всего денег люди теряют под действием приемов социальной инженерии. Сюда, к примеру, относится смишинг – преступная схема, которая подразумевает рассылку смс-сообщений, якобы от банка. В сообщении содержится ссылка, при переходе по которой у пользователя выманивают платежную информацию.
В большинстве таких случаев в чем-то обвинять банк бессмысленно. По факту человек добровольно совершает денежный перевод или разглашает преступникам конфиденциальные данные. Поймать мошенников тоже бывает непросто. Поэтому крайне важно знать, что делать, если вы стали жертвой финансового киберпреступления.
Шаг 1: немедленно свяжитесь с банком.
Контакты банка должны быть написаны прямо на вашей карте. Либо их можно без проблем выяснить в интернете. Лучше всего при этом включить запись телефонного разговора, чтобы потом предоставить ее полиции, как доказательство вашей беды. Если вы связываетесь с банком через электронную почту, сохраните скриншоты переписки.
Шаг 2: сообщите банку о произошедшем.
Назовите сумму убытков, точное время взлома, номер, с которого вам писали или звонили мошенники. Если у вас есть подозрения, что ваши платежные данные были украдены при оформлении покупки в розничном магазине, назовите его адрес.
Шаг 3: заблокируйте карту.
Заморозьте все счета, чтобы предотвратить еще большие убытки. Следуйте инструкциям банка, чтобы поменять логины и пароли.
Шаг 4: лично посетите банк.
Это необходимо сделать для того, чтобы получить детализацию счета, копию заявления на блокировку карты и копию договора с банком. Все эти документы необходимо предоставить в полицию.
Шаг 5: обратитесь в полицию.
Как уже было сказано, поймать хакеров за руку трудно, поэтому полицейские, скорее всего, воспримут ваше появление без энтузиазма. Тем не менее, сделать это нужно обязательно. На данном этапе от вас необходимо письменное описание ситуации с приложением всех возможных доказательств.
Шаг 6: готовьтесь к судебным разбирательствам.
Наверняка случится так, что банк не увидит в ситуации признаков мошенничества. Мол, клиент сам перешел по вредоносной ссылке, сам установил опасное приложение, раскрыл свои платежные данные, добровольно совершил перевод незнакомому лицу и так далее. На этом основании в возврате средств вам могут отказать, поэтому ищите юриста, который специализируется на подобного рода случаях и вместе с ним готовьтесь общаться с банком через суд.
Возможно, наша статья вам никогда и не пригодится. Но, как говорится, предупрежден - значит вооружен.