Через некоторое время таким же ПМК обзавелся мой лучший друг, что неудивительно, учитывая его любовь к математике и программированию. Он в пятом классе уже знал, что такое конъюнкция и мантисса числа. Так вот, свой ПМК он частенько приносил с собой, когда приходил ко мне в гости, а приходил он довольно часто. Пару раз я даже уговаривал оставить данный калькулятор у меня и ложился в эти дни очень поздно, думаю, понятно почему. Да, книжка с играми у него тоже имелась. Она в то время была очень популярна, поэтому сейчас мне не составило труда, даже не зная ее названия, найти скан. Это А. Г. Гайштут «Калькулятор - твой помощник и соперник в играх» 1988 года. Вот так она выглядит.
А вот страницы с программным кодом.
Позже мы с другом пересели на более серьезные игры - они печатались в журнале «Техника молодежи». Были там и настоящие приключения. «Охота на скалоеда», «Бесконечная история», «Пещера сокровищ» - эти названия, думаю, помнит каждый, у кого в детстве был ПМК.
(кликабельно)
Данные журналы я бережно храню до сих пор. И недавно как раз появился повод про них вспомнить.
(кликабельно)
Дело в том, что пару дней назад я делал генеральную уборку у себя в комнате и наткнулся на такой вот любопытный артефакт.
(кликабельно)
Это программируемый микрокалькулятор «Электроника МК-61». Да-да, родители, видя мое увлечение, решили тогда, что мне нужен свой собственный ПМК. В то время «Электроника МК-61» был гораздо «круче», чем «Электроника БЗ-34», так как он имел дополнительные команды, увеличивающие его возможности и некоторые игры могли работать только на нем.
Естественно, я сразу решил вспомнить молодость и засунул в него три пальчиковых батарейки. Но, как говорится, «бобик сдох» (что странно, так как я не припомню, чтобы этот ПМК у меня ломался). И стало мне так обидно, что решил я погуглить на наличие программного аналога ПМК для iPad. И что бы вы думали ? Сразу нашел приложение-эмулятор с незатейливым, но очень точным названием «Калькулятор МК61». Да еще и бесплатное. Деньги нужно будет заплатить только, если вы захотите сохранять свои программы. Это, конечно, полезно, но для получения максимальной полноты ощущений не нужно, ведь у реального ПМК такой возможности не было.
(кликабельно)
Ввод программ здесь, в принципе, удобен, но происходит в полнейшей тишине. Можно было сделать хоть какие-то щелчки при прикосновении к кнопкам и небольшую анимацию, а то как-то совсем непонятно, произошло нажатие или нет.
Слева от изображения ПМК находится импровизированный тетрадный лист с содержанием регистров. Вот за это большое спасибо.
(кликабельно)
Попробовал поиграть и ввел код игры «Попасть в цель». Я боялся, что считать приложение будет «мгновенно», сразу выдавая результат. Но нет, все мельтешит на экране псевдо калькулятора, как и положено.
(кликабельно)
Таким образом, на данном эмуляторе можно играть даже в специально зацикленные игры, управляемые в так называемом реальном времени. А таких игр было много. Это и посадка космического корабля на луну в игре «Лунолет-Д», где на экране по очереди мелькают его высота, скорость, запас топлива. И игра «Автомобиль», в которой дорога представлена в виде «11111111», а машина в виде цифры «8» и может перемещаться относительно единичек. Ну и конечно моя любимая «Бесконечная история», где показываются координаты игрока в игровом мире. Для тех, кто не в курсе, сообщаю, что управление в таких играх производилось посредством переключателя «ГРД» (градусы-радианы).
Но, как вы понимаете, ПМК создавался не для игр, а в первую очередь, для инженерных расчетов. На нем можно было писать программы, которые бы производили некоторые последовательности вычислений, порой довольно сложные. К сожалению, я использовал свою «Электронику МК-61» только для игр, а программировать начал уже с появлением домашнего компьютера. Но это уже совсем другая история.
P.S. А ПМК я все-таки попытаюсь еще запустить. Возможно проблема с батарейным отсеком. Попробую подключить питание через вход для адаптера.